В соавторстве с «живой водой»



Пятого июля в выставочном зале обнинского отеля «Империал» прошёл творческий вечер из цикла «А жизнь прекрасна!». На этот раз свои работы здесь представил художник Николай Смолин – мастер акварели по мокрому листу. Коллеги, собравшиеся на вернисаже, в один голос отмечали высокий творческий потенциал и удивительную, буквально, «марафонскую», работоспособность автора, который работает в «спринтерской» акварельной технике A La Prima. Смолин овладел ей в совершенстве, сумев «приручить» воду, которая стала для него таким же естественным рабочим материалом, как и краски. Это удаётся немногим. О секретах мастерства, о том, что художник должен иметь смелость оставаться верным тому пути, который он выбрал, мы беседуем с Николаем. Мы знакомы не первый десяток лет и давно «на ты».

A La Prima
- Николай, техника, в которой ты работаешь – по мокрому листу, A La Prima - одна из самых сложных в акварели. Почему ты выбрал именно её?
- Это вечный вопрос: «мы выбираем дорогу или дорога выбирает нас?». А если говорить попросту, наверное, всё дело в характере – я человек непоседливый, эмоциональный. Классическая акварель предполагает долгую, вдумчивую работу, кропотливую прорисовку деталей, чтобы и форму, и цвет, и материальность показать в работе. И у кого-то это даёт замечательные результаты. Пример – прославленная школа Сергея Андрияки. Но для меня это скучно, мне неинтересно так работать, у меня терпения не хватает. Зачем мне «мучить» акварель, проще взять масляные краски и написать живописное полотно.
Я считаю, что в акварели всегда два автора – художник и вода. И вот здесь-то самое сложное - подчинить себе воду, подружиться с ней, чтобы она помогала тебе выразить твоё впечатление от увиденного, того, что ты хочешь отразить на листе бумаги. На мой взгляд, акварельная техника наиболее близка к импрессионизму, как изобразительному методу, который всегда в основе своей идёт от первого впечатления автора. Если долго работать над пейзажем, меняется освещение, меняются краски… Ведь воздух живёт, и вот это первое ощущение, первое своё впечатление от пейзажа я и стремлюсь сохранить и передать. Это всегда некий всплеск эмоций, который художник отражает на бумаге. Эти эмоции самые непосредственные, самые точные, мне кажется.
- А как это отражение создаётся? Какова «технология» такой акварели?
- Чисто технически всё просто. Идёшь на пленэр, ищёшь подходящую лужу, бросаешь в неё лист бумаги, и ждёшь минут пять, когда он наберёт влагу, намокнет. Я стараюсь, без крайней необходимости, из дома воду с собой не нести. Если намочить бумагу «городской» водой, она ведёт себя совсем по-другому. Тут секрет простой: в природе вода другая – действительно «живая». Может быть дело в микроорганизмах, но бумага становится очень послушной, мягкой, по-другому на неё ложится краска.
А потом ещё проще: положил мокрую бумагу на планшет и – вперёд, за работу, времени на неё немного, пока лист не высох. От 15 до 40 минут – это максимум, всё зависит от общей влажности воздуха. Так что и погода тоже мой соавтор, она иногда даёт фору - позволяет поработать подольше, а порой ставит очень жёсткие условия. Что тоже на пользу: не даёт расслабиться, помогает поддерживать рабочую форму, появляется азарт почти спортивный.
Кстати, вот такой интересный факт. Мы в 90-е годы работали на Кипре с Владимиром Денисовым, на пленере. Он писал морские пейзажи маслом, я – акварель по мокрому листу. Жара, градусов чуть ли не под сорок, вокруг раскалённые солнцем камни, а работалось просто замечательно: воздух, напитанный морской влагой, помогал. Можно было и не спешить.
- И всё же, «главными героями» твоих картин были и остаются российские пейзажи…
- Ну, конечно. Море, южная экзотика это сюжеты эффектные и выигрышные. Но я русский человек, мне ближе и интереснее состояния нашей неброской природы. В любое время года. Но особенно осень люблю.
Есенин когда-то тоже написал восточный цикл – Шираз, Босфор, Шагане, прекрасные персиянки. Но самые проникновенные его строки о России: «Топи да болота, синий плат небес. Хвойной позолотой взвенивает лес.» - вот пейзаж!.. Увидеть, почувствовать просто, а как вот так написать?!.. Акварель A La Prima помогает передать свежие, самые непосредственные впечатления. А они и есть самые точные. Я пробовал позже вносить какие-то коррективы, прорисовывать ещё «по сухому», что-то уточнить хотелось, но не то получается, хуже.

Судьба
- У меня не было начального художественного образования, но, сколько себя помню, рисовал всегда. Детство моё прошло в посёлке Архиповка Ивановской области, это недалеко от Шуи – уже почти северная Россия, места там замечательные, лесные тихие речушки, сосны в три обхвата. Оттуда, наверное, и тяга к творчеству. Отец прекрасно резал по дереву, украшал дома, у него был друг - фабричный художник, дядька мой тоже рисовал неплохо.
Потом мы переехали в Красноярский край. В доме, который купила наша семья, остались книги прежних хозяев, и среди них альбомы по искусству, я не мог оторваться от них, разглядывая работы мастеров эпохи Возрождения.
И ещё там настоящее потрясение испытал, когда поехали на экскурсию с классом в красноярский музей, там есть зал Василия Сурикова. Я когда увидел его палитру, на которой намешаны просто «горы» красок и здесь же его картины гениальные, на меня это произвело такой эффект… Как можно в таком хаосе красок выбрать, найти настолько точные сочетания?!
Классе в шестом мне повезло. Мы уже жили тогда в Рязанской области, и в моей школе был замечательный педагог Карташов Александр Васильевич, учитель рисования, вот у него я и получал первые профессиональные уроки. Он и рекомендовал мне поступать в Касимовское педагогическое училище, на художественно-графическое отделение. Там мы познакомились с женой Татьяной, вместе потом и поступили в Смоленский институт искусств, и, кстати, оба закончили его с отличием, хотя и было нелегко учиться на дневном отделении семье с ребёнком. Получив дипломы, по распределению выбрали Обнинск, молодой, красивый и очень комфортный тогда город, где в то время сразу давали жильё. Здесь я отслужил в армии - художником в строительной части, которая, между прочим, тогда вышла на первое место по наглядной агитации на окружном смотре. Потом преподавал изобразительное искусство в 10-й школе, в «художке» вёл уроки, но когда началась перестройка, ушёл на «вольные хлеба». А вот кого из меня не получилось, так это чиновника, хотя два года проработал в гороно.
За сорок лет Обнинск для нас стал по-настоящему родным городом. Здесь выросли две наши дочери, обе живут в наукограде. Они тоже выбрали нашу профессию – обе стали художниками-дизайнерами. Сейчас уже подрастают две внучки.

Творчество
- Николай, и всё-таки, вернёмся к творческой судьбе. Тебе вполне удалось найти своё место в новых экономических условиях, занявшись профессиональным дизайном, но ты продолжаешь писать акварели, выезжаешь на коллективные пленэры. А в последнее время, что ни год - выставки. Да не по одной-две, а по 10-15. Это ведь отнимает много сил и времени. Зачем тебе это?
- А как же иначе?.. Искусство это ведь как болезнь, ты уже просто не можешь без него жить. Это постоянная потребность выражать себя, своё видение жизни. Это вот то, с чего мы и начали разговор – «дорога, которая нас выбирает»…
У многих моих коллег судьбы сложились по-разному, но если это настоящие художники, они продолжают писать и, конечно, каждому хочется, чтобы его работы увидели люди, оценили. Также и в музыке, в литературе, в науке. А в нашем Обнинске масса возможностей для того, чтобы проявить свои творческие способности. Так что, я хочу пожелать всем землякам, прежде всего юным, развиваться в этом направлении, найти свою дорогу, чем бы они ни занимались.

беседовал В. Хлыстов

врезка
Мастер живописи и графики Николай Смолин отдаёт предпочтение своей любимой технике – акварельной. Её называют «искусством совершенства», да и сравнима она лишь с игрой на скрипке, в любом случае автор гармонизирует мир вокруг себя. Поэтому основной жанр, в котором работает художник – пейзаж.
Акварельная техника сложная в исполнении и разнообразная по приёмам. С её помощью художник добивается потрясающих тональных колористических отношений. Будь то лирический пейзаж в монохромной коричневой гамме, или этюд контрастный по колориту и эмоциям, или декоративный по цвету гимн природе. Отражая реальную картину мира, Николай прекрасно решает пленэрные задачи. Ему подвластны и лёгкое световоздушное пространство, и природные формы в определённой среде, и характерная образность, присущая конкретному мгновению.
Николай виртуозно «а-ля прима», за один сеанс создаёт мотив-настроение. Времена суток. Времена года. В его работах много неба: высокого голубого, отражающегося в водоёмах, серого туманного, с грозовыми тучами, облаками, сквозь которое пробираются солнечные лучи – русского неба. И тогда нам становится близка поэтика родного пейзажа, философия русской души.
Марина Глазова, искусствовед

 
По теме
Сейчас в выставочном зале Музея истории г.Обнинска проходит выставка живописи заслуженных художников РФ Сергея и Максима Сидоренко.
20.07.2018
Литературно-музыкальная гостиная «Лицом к лицу» вновь собрала своих друзей в уютном зале обнинского Клуба ветеранов.
20.07.2018
 
18 июля музейно-выставочный центр посетили воспитанники комплексного центра социального обслуживания населения «Забота» г. Калуги - МЧС В рамках года культуры безопасности жизнедеятельности Центр противопожарной пропаганды и общественных связей «ЦУКС ГУ МЧС России по Калужской области» проводит комплекс мероприятий направленный на повышение уровня знаний
19.07.2018
Очередная фотовыставка в рамках проекта Фонда Михаила Прохорова «В одном мгновении видеть вечность.
17.07.2018
 
15 июля в Тарусе министр культуры и туризма Павел Суслов принял участие в торжественном открытии XXVI Музыкально-художественного фестиваля, организованного Фондом Святослава Рихтера.
16.07.2018
Рубежи России в творчестве Василия Нестеренко - Калужская неделя 15 июля в рамках мероприятий, посвященных Дням Москвы в нашем регионе, в Калужском музее изобразительных искусств состоялось торжественное открытие выставки академика Российской академии художеств,
16.07.2018
Мужчина сгорел в частном доме - Калужский перекрёсток Пожар на окраине Жиздры на улице Шевченко произошел ночью в четверг, 19 июля, сообщила пресс-служба главного управления МЧС России по региону.
20.07.2018 Калужский перекрёсток
Перед судом предстанет житель Обнинска, уличенный в покушении на убийство матери и посягательстве на жизнь полицейского - Следственный комитет Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Калужской области завершено расследование уголовного дела в отношении жителя Обнинска.
20.07.2018 Следственный комитет
В четверг, 19 июля, пресс-служба Управления ФСБ России по Калужской области сообщила о вступлении в законную силу решения суда в отношении директора МУП «Малоярославецстройзаказчик» Владимира Целовальникова.
20.07.2018 Калужский перекрёсток
Литературно-музыкальная гостиная «Лицом к лицу» вновь собрала своих друзей в уютном зале обнинского Клуба ветеранов.
20.07.2018 Гaзeтa Обнинск
Сейчас в выставочном зале Музея истории г.Обнинска проходит выставка живописи заслуженных художников РФ Сергея и Максима Сидоренко.
20.07.2018 Гaзeтa Обнинск
15 июля в рамках мероприятий, посвященных Дням Москвы в нашем регионе, в Калужском музее изобразительных искусств состоялось торжественное открытие выставки академика Российской академии художеств,
16.07.2018 Калужская неделя
В Калуге в преддверии Дня сотрудника органов следствия Российской Федерации состоялся матч по мини-футболу - Следственный комитет Спустя пять дней после Чемпионата мира по футболу и за пять дней до профессионального праздника две команды следователей сыграли матч по мини-футболу.
20.07.2018 Следственный комитет
В Китае завершился чемпионат мира по пляжному волейболу. Россияне смогли отбить у соперников сразу три медали – две золотых и одну бронзовую.
17.07.2018 Калужский перекрёсток
Выпускникам РПА Минюста России вручили дипломы - Законодательное Собрание 20 июля в Инновационном культурном центре состоялась торжественная церемония вручения дипломов выпускникам Калужского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).
20.07.2018 Законодательное Собрание
Управление Россельхознадзора по Калужской области согласно указанию Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 10.07.2018 года № ФС-ЮШ-3/16535 сообщает,
20.07.2018 Россельхознадзор
Часть домов на трех улицах в центре Калуги будут сегодня без электричества до 18:00 из-за ремонтных работ на электрооборудовании, сообщила пресс-служба городской управы.
20.07.2018 Калужский перекрёсток
Управлением Россельхознадзора по Калужской области была проведена проверка исполнения требований земельного законодательства РФ в отношении физического  лица –  гр.Семенова.
20.07.2018 Россельхознадзор