В соавторстве с «живой водой»



Пятого июля в выставочном зале обнинского отеля «Империал» прошёл творческий вечер из цикла «А жизнь прекрасна!». На этот раз свои работы здесь представил художник Николай Смолин – мастер акварели по мокрому листу. Коллеги, собравшиеся на вернисаже, в один голос отмечали высокий творческий потенциал и удивительную, буквально, «марафонскую», работоспособность автора, который работает в «спринтерской» акварельной технике A La Prima. Смолин овладел ей в совершенстве, сумев «приручить» воду, которая стала для него таким же естественным рабочим материалом, как и краски. Это удаётся немногим. О секретах мастерства, о том, что художник должен иметь смелость оставаться верным тому пути, который он выбрал, мы беседуем с Николаем. Мы знакомы не первый десяток лет и давно «на ты».

A La Prima
- Николай, техника, в которой ты работаешь – по мокрому листу, A La Prima - одна из самых сложных в акварели. Почему ты выбрал именно её?
- Это вечный вопрос: «мы выбираем дорогу или дорога выбирает нас?». А если говорить попросту, наверное, всё дело в характере – я человек непоседливый, эмоциональный. Классическая акварель предполагает долгую, вдумчивую работу, кропотливую прорисовку деталей, чтобы и форму, и цвет, и материальность показать в работе. И у кого-то это даёт замечательные результаты. Пример – прославленная школа Сергея Андрияки. Но для меня это скучно, мне неинтересно так работать, у меня терпения не хватает. Зачем мне «мучить» акварель, проще взять масляные краски и написать живописное полотно.
Я считаю, что в акварели всегда два автора – художник и вода. И вот здесь-то самое сложное - подчинить себе воду, подружиться с ней, чтобы она помогала тебе выразить твоё впечатление от увиденного, того, что ты хочешь отразить на листе бумаги. На мой взгляд, акварельная техника наиболее близка к импрессионизму, как изобразительному методу, который всегда в основе своей идёт от первого впечатления автора. Если долго работать над пейзажем, меняется освещение, меняются краски… Ведь воздух живёт, и вот это первое ощущение, первое своё впечатление от пейзажа я и стремлюсь сохранить и передать. Это всегда некий всплеск эмоций, который художник отражает на бумаге. Эти эмоции самые непосредственные, самые точные, мне кажется.
- А как это отражение создаётся? Какова «технология» такой акварели?
- Чисто технически всё просто. Идёшь на пленэр, ищёшь подходящую лужу, бросаешь в неё лист бумаги, и ждёшь минут пять, когда он наберёт влагу, намокнет. Я стараюсь, без крайней необходимости, из дома воду с собой не нести. Если намочить бумагу «городской» водой, она ведёт себя совсем по-другому. Тут секрет простой: в природе вода другая – действительно «живая». Может быть дело в микроорганизмах, но бумага становится очень послушной, мягкой, по-другому на неё ложится краска.
А потом ещё проще: положил мокрую бумагу на планшет и – вперёд, за работу, времени на неё немного, пока лист не высох. От 15 до 40 минут – это максимум, всё зависит от общей влажности воздуха. Так что и погода тоже мой соавтор, она иногда даёт фору - позволяет поработать подольше, а порой ставит очень жёсткие условия. Что тоже на пользу: не даёт расслабиться, помогает поддерживать рабочую форму, появляется азарт почти спортивный.
Кстати, вот такой интересный факт. Мы в 90-е годы работали на Кипре с Владимиром Денисовым, на пленере. Он писал морские пейзажи маслом, я – акварель по мокрому листу. Жара, градусов чуть ли не под сорок, вокруг раскалённые солнцем камни, а работалось просто замечательно: воздух, напитанный морской влагой, помогал. Можно было и не спешить.
- И всё же, «главными героями» твоих картин были и остаются российские пейзажи…
- Ну, конечно. Море, южная экзотика это сюжеты эффектные и выигрышные. Но я русский человек, мне ближе и интереснее состояния нашей неброской природы. В любое время года. Но особенно осень люблю.
Есенин когда-то тоже написал восточный цикл – Шираз, Босфор, Шагане, прекрасные персиянки. Но самые проникновенные его строки о России: «Топи да болота, синий плат небес. Хвойной позолотой взвенивает лес.» - вот пейзаж!.. Увидеть, почувствовать просто, а как вот так написать?!.. Акварель A La Prima помогает передать свежие, самые непосредственные впечатления. А они и есть самые точные. Я пробовал позже вносить какие-то коррективы, прорисовывать ещё «по сухому», что-то уточнить хотелось, но не то получается, хуже.

Судьба
- У меня не было начального художественного образования, но, сколько себя помню, рисовал всегда. Детство моё прошло в посёлке Архиповка Ивановской области, это недалеко от Шуи – уже почти северная Россия, места там замечательные, лесные тихие речушки, сосны в три обхвата. Оттуда, наверное, и тяга к творчеству. Отец прекрасно резал по дереву, украшал дома, у него был друг - фабричный художник, дядька мой тоже рисовал неплохо.
Потом мы переехали в Красноярский край. В доме, который купила наша семья, остались книги прежних хозяев, и среди них альбомы по искусству, я не мог оторваться от них, разглядывая работы мастеров эпохи Возрождения.
И ещё там настоящее потрясение испытал, когда поехали на экскурсию с классом в красноярский музей, там есть зал Василия Сурикова. Я когда увидел его палитру, на которой намешаны просто «горы» красок и здесь же его картины гениальные, на меня это произвело такой эффект… Как можно в таком хаосе красок выбрать, найти настолько точные сочетания?!
Классе в шестом мне повезло. Мы уже жили тогда в Рязанской области, и в моей школе был замечательный педагог Карташов Александр Васильевич, учитель рисования, вот у него я и получал первые профессиональные уроки. Он и рекомендовал мне поступать в Касимовское педагогическое училище, на художественно-графическое отделение. Там мы познакомились с женой Татьяной, вместе потом и поступили в Смоленский институт искусств, и, кстати, оба закончили его с отличием, хотя и было нелегко учиться на дневном отделении семье с ребёнком. Получив дипломы, по распределению выбрали Обнинск, молодой, красивый и очень комфортный тогда город, где в то время сразу давали жильё. Здесь я отслужил в армии - художником в строительной части, которая, между прочим, тогда вышла на первое место по наглядной агитации на окружном смотре. Потом преподавал изобразительное искусство в 10-й школе, в «художке» вёл уроки, но когда началась перестройка, ушёл на «вольные хлеба». А вот кого из меня не получилось, так это чиновника, хотя два года проработал в гороно.
За сорок лет Обнинск для нас стал по-настоящему родным городом. Здесь выросли две наши дочери, обе живут в наукограде. Они тоже выбрали нашу профессию – обе стали художниками-дизайнерами. Сейчас уже подрастают две внучки.

Творчество
- Николай, и всё-таки, вернёмся к творческой судьбе. Тебе вполне удалось найти своё место в новых экономических условиях, занявшись профессиональным дизайном, но ты продолжаешь писать акварели, выезжаешь на коллективные пленэры. А в последнее время, что ни год - выставки. Да не по одной-две, а по 10-15. Это ведь отнимает много сил и времени. Зачем тебе это?
- А как же иначе?.. Искусство это ведь как болезнь, ты уже просто не можешь без него жить. Это постоянная потребность выражать себя, своё видение жизни. Это вот то, с чего мы и начали разговор – «дорога, которая нас выбирает»…
У многих моих коллег судьбы сложились по-разному, но если это настоящие художники, они продолжают писать и, конечно, каждому хочется, чтобы его работы увидели люди, оценили. Также и в музыке, в литературе, в науке. А в нашем Обнинске масса возможностей для того, чтобы проявить свои творческие способности. Так что, я хочу пожелать всем землякам, прежде всего юным, развиваться в этом направлении, найти свою дорогу, чем бы они ни занимались.

беседовал В. Хлыстов

врезка
Мастер живописи и графики Николай Смолин отдаёт предпочтение своей любимой технике – акварельной. Её называют «искусством совершенства», да и сравнима она лишь с игрой на скрипке, в любом случае автор гармонизирует мир вокруг себя. Поэтому основной жанр, в котором работает художник – пейзаж.
Акварельная техника сложная в исполнении и разнообразная по приёмам. С её помощью художник добивается потрясающих тональных колористических отношений. Будь то лирический пейзаж в монохромной коричневой гамме, или этюд контрастный по колориту и эмоциям, или декоративный по цвету гимн природе. Отражая реальную картину мира, Николай прекрасно решает пленэрные задачи. Ему подвластны и лёгкое световоздушное пространство, и природные формы в определённой среде, и характерная образность, присущая конкретному мгновению.
Николай виртуозно «а-ля прима», за один сеанс создаёт мотив-настроение. Времена суток. Времена года. В его работах много неба: высокого голубого, отражающегося в водоёмах, серого туманного, с грозовыми тучами, облаками, сквозь которое пробираются солнечные лучи – русского неба. И тогда нам становится близка поэтика родного пейзажа, философия русской души.
Марина Глазова, искусствовед

 
По теме
28 марта сотрудники ТПП Калужской области посетили выставку «Весеннее настроение», которая проходит в эти дни в Инновационном культурном центре города Калуга.
«Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», под таким девизом, в рамках Недели детской и юношеской книги, в Зикеевской сельской библиотеке прошла игра-путешествие «В мире сказок».
Якутские лидеры здравоохранения в МНТК Смоленск - Калужский филиал МНТК Микрохирургия глаза 26 марта 2024 года Лечебно-диагностическое отделение Калужского филиала МНТК имени Фёдорова в Смоленске с рабочим визитом посетили главный врач Якутской республиканской офтальмологической клинической больницы,
Калужский филиал МНТК Микрохирургия глаза
Калужские стоматологи провели онкоскрининг - Телерадиокомпания Ника С 18 по 24 марта в стоматологиях региона провели онкоскрининг. фото: Минздрав Калужской области В Калужской областной клинической стоматологической поликлинике приняли 205 пациентов.
Телерадиокомпания Ника
В Козельске простились с героем СВО - Газета Козельск В пятницу, 22 марта, жители Козельского района проводили в последний путь рядового Дмитрия Володина, погибшего при исполнении обязанностей военной службы в зоне СВО.
Газета Козельск
В Доме музыки 27 марта открылась выставка графики главного архитектора Калуги, первого вице-президента Союза московских архитекторов, члена-корреспондента Российской академии художеств Алексея Комова «Порталы и Маяки».
Калужская неделя
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОЭЗИИ - Кремёнковская библиотека В 1999 года ЮНЕСКО провозгласила 21 марта Всемирным днём поэзии – с тех пор этот день наполнен любовью к рифме, гармонии и чувствам, выраженным в строках.
Кремёнковская библиотека