Новости города БезФормата.Ru
Обнинск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Самообразование



Вместо предисловия. В 1993 году я (А.Яковлева) работала корреспондентом на обнинской радиостанции «Радио-Рейтинг». Как-то один из знакомых меня спросил, не хочу ли я сделать передачу об очень интересном и умном мальчике. «А чем он интересен?» - в свою очередь спросила у своего собеседника. "Через несколько дней он едет в Канаду на международную конференцию. Будет делать доклад о том, как можно учить алгебру с помощью языка программирования APL"...
Было тогда Паше Лукше 15 лет. Познакомившись и пообщавшись с ним, подумала: у этого юноши большое будущее. Так оно и получилось.
Предлагаю вашему вниманию статью Д.Варламовой из журнала «Теории и практики», в которой Павел рассказывает о себе сам (печатается с разрешения автора, с небольшими сокращениями).

П.Лукша: «Учебники, по которым меня учили, теперь считаются неправильными»

«Теории и практики» (theoryandpractice.ru) продолжают рубрику о самообразовании, герои которой рассказывают, где они получают самые важные и интересные знания в своей жизни. В новом выпуске профессор практики Московской школы управления «Сколково», директор проекта Global Education Futures Павел Лукша рассказывает, почему встречи с людьми для него оказались поучительнее лекций в университете и делится своим коротким списком дел на ближайшие двести лет.

...Я учился на экономфаке Высшей школы экономики, хотя не люблю отвечать на вопросы о полученном высшем образовании. Это ничего обо мне не говорит, и все мое образование состоялось скорее не благодаря, а вопреки университету. Тогда, в 1994 году, я собирался поступать либо на математику и программирование, либо на философию. Но у моего папы, который сам математик и айтишник, незадолго до этого был весьма успешный, как бы мы сейчас сказали, стартап в сфере математического софта. С развалом Советского Союза этот стартап свернулся, и папа был убежден, что заниматься информационными технологиями не столь перспективно, особенно в России на тот момент. Он начал проводить со мной регулярные беседы, убеждая, что лучше ориентироваться на что-то более прикладное. Так я и оказался на экономфаке. Честно отучился, защитил кандидатскую, потом почти написал еще одну диссертацию в Англии, но все это время я внутренне сопротивлялся выбранному направлению. За все шесть лет учебы я помню от силы пять-шесть курсов, которые действительно остались внутри и на что-то повлияли — скажем, курс по логике, по математической статистике и по психологии управления. И да, большую часть знаний об экономике я получил, наверное, уже после окончания вуза, когда начал читать исходные книги и статьи экономических мыслителей и теоретиков для своих научных работ. Помню, читал, и наконец начинало проясняться — вот на самом деле что имели в виду эти авторы.
Мне повезло: родители поддерживали мою любознательность. В Обнинске, где я родился и вырос, было много возможностей учиться разным интересным штукам: я ходил по кружкам, пробовал все (от химии и астрономии до прикладного искусства), попал в несколько интересных образовательных экспериментов, например по ТРИЗ-педагогике (это методика преподавания, основанная на теории решения изобретательских задач, — ред.). Потом оказался в Гуманитарном центре (сейчас это частная школа-пансион «Дубравушка», — ред.), это была одна из первых частных школ в стране, открытых самими учителями, где они позволяли детям выражать свое мнение, формулировать запросы и т. д. Так что я рано освоил самостоятельное обучение.
Папа мне купил личный компьютер (а в конце 1980-х это было целое сокровище) и я увлеченно программировал, писал собственные игры, потом начал делать какие-то простые исследования при помощи компьютерных симуляций. Также многому научился через стратегические компьютерные игры, ту же «Цивилизацию» и SimCity. Кстати, мне многое дали игры-квесты: у меня не было руководства к игре, а там на английском нужно было писать сложные команды для управления персонажем, и таким образом я сильно подтянул язык.
Меня с детства интересовали научные исследования, поскольку я родился и вырос в Обнинске, а это первый наукоград в России. Первую научную работу я написал еще лет в 11–12 — она называлась «Межпланетная станция по доставке грунта с Венеры», и за нее на Всесоюзном конкурсе меня наградили путевкой в Японию. По советским временам это было что-то невероятное, но я туда не поехал, поскольку руководитель кружка решил, что я для Японии слишком мал. Потом в 15 лет выступил в Канаде на международной конференции Association for Computing Machinery — с докладом о том, как можно учить алгебру с помощью языка программирования APL. Чтобы попасть на эту конференцию, я через знакомых нашел человека из Канады, который был готов помочь мне с написанием доклада. Так у меня появился виртуальный наставник — тогда еще не было интернета, только электронная почта.
...Меня всегда тянуло в темы, связанные с мышлением, эволюционной биологией и использованием этих научных знаний в экономике, и я был не согласен с тем, как учат экономистов — в частности, с идеей «разумного экономического человека». Забавно, что спустя несколько лет за теорию ограниченной рациональности Даниэлю Канеману дали Нобелевскую премию, и то, в чем я пытался убедить людей в университетское время, стало мейнстримом, а учебники, по которым меня учили, теперь считаются неправильными.
Со второго курса вуза я начал работать управленческим консультантом, к магистратуре у меня уже был опыт в десяти разных отраслях. Сейчас уже не знаю — было бы лучше, если бы я пошел в математики либо философы, или нет. Возможно, проблема не в том, что мне не подошла конкретно экономика как специальность, а в том, как выглядела сама система высшего образования, в которой я оказался. В 1990-е годы уже произошел отток огромного числа ученых и мыслителей, составлявших костяк советской науки. У нас осталось мало экспертов, у которых действительно есть чему поучиться. Провал в школах мышления, в качестве преподавания сильно заметен — я могу об этом судить, поскольку я ездил по миру, общался с людьми и узнал, что такое нормальная научная дискуссия и как это связано с разработкой новых проектов. Там университеты действительно двигают прогресс. И дальше, как я говорил, я пошел по пути, который мне предложило университетское образование: работал в крупных российских и западных корпорациях, в том числе на довольно высоких позициях.
С точки зрения статистики рынков труда я попал бы в зону успешных выпускников, которые применяют полученные знания и строят успешную карьеру. Но внутри меня постоянно шла какая-то борьба, я все делал вполсилы. В какой-то момент окончательно понял, что вся моя профессиональная деятельность не отвечает моим запросам на осмысленность, личностное развитие и творчество. В 2008 году мои знакомые — те самые, которые когда-то учили меня в экспериментальных образовательных форматах в Обнинске — пригласили меня прочитать лекцию о навыках будущего, и меня вдруг самого потянуло в эту тему, я почувствовал: это то, чем я хочу и буду заниматься, даже если я вообще не буду получать за это денег. В этот момент повернулся мой вектор самообразования, и я начал изучать то, что впоследствии вдохновило меня на создание «Атласа новых профессий», нашей инициативы Global Education Futures и многого другого.
Сейчас я стараюсь раз в день находить и читать научный материал по интересующим меня темам (эволюционная биология, прорывы в образовании, новые социально-экономические модели). Могу выловить что-то из новостных лент, но потом иду смотреть первоисточник, чтобы разобраться как следует. Стараюсь регулярно читать и художественную литературу, каждый день по несколько страниц. Смотрю TED и ему подобные лекции два-четыре раза в неделю. Но самое мощное для меня самого — когда я делаю все это не просто в режиме пассивного накопления знаний, а работаю над каким-то проектом, статьей, исследованием, и поэтому вынужден разбираться в аргументации первоисточников. У меня западноевропейские стандарты качества работы с источниками: как правило, я стараюсь все спорные утверждения перепроверять.
И надо сказать, это очень интересно. А еще я стараюсь прорабатывать тему метаобучения, то есть развивать свою способность учиться разным вещам. Конкретно сейчас я работаю с коучем над формированием привычек и исследую этот процесс, чтобы потом применять на практике. Кроме того, мне нравится коллективная интеллектуальная работа: когда мне становится интересна какая-то тема, я собираю экспертную группу и смотрю, что возникнет в ходе обсуждения. Только так можно получить по-настоящему новое знание.
Вообще я считаю, что все, что со мной происходит, — образовательная ситуация, такой непрерывный эксперимент с реальностью. Мой друг, известный американский стратегический консультант и фасилитатор Джошуа Кубиста, говорит, что нашу жизнь интересно рассматривать как прототип той жизни, в которой мы хотели бы оказаться. Невозможно с самого начала сделать все идеально, но стоит пробовать как можно больше в разных пространствах. И при этом можно и нужно ошибаться, потому что ошибки — это естественная часть обучения. Иногда люди так боятся сделать что-то не так, что предпочитают не делать вообще ничего.
Я предпочитаю разные образовательные форматы в зависимости от темы: где-то лучше работают схемы, где-то текст. Видео для меня обычно слишком медленный канал, проще читать. Но с возрастом я начал понимать, что рационально поданная информация — не единственный источник познания. Например, процесс совместного творчества или прогулка на природе могут быть не менее стимулирующими. Чисто интеллектуальная информационная диета меня не насыщает, она не всегда дает вдохновение и новые смыслы. В числе важных образовательных опытов, которые мне помогли, — путешествия и межкультурная коммуникация (я считаю ее одной из своих самых сильных компетенций), игра в ролевые игры живого действия и особенно их построение (помогает понять устройство социального мира), «Что? Где? Когда?» (развивает навыки коллективного мышления, мозговых штурмов, поиска нестандартных ответов), а также практики осознанности — медитация и аутентичное движение. Если называть то, что направляет мою жизнь последние десять лет, то практики осознанности я бы поставил на первое место.
Мои образовательные вызовы сейчас больше всего связаны с большим признанием телесности — я все же пока «головастик», и многие полезные физические привычки мне пока не удалось усвоить, они не стали частью моей жизни. Но сейчас я работаю над этим. Скажем, пока у меня остаются проблемы с осознанным выбором полезной еды, особенно в момент, когда идет много проектов, большой стресс. Вообще, сбалансировать интеллектуальную жизнь, общественную, личную, заботу о теле и общение с друзьями — это довольно сложная задача.
Мои ближайшие планы — значительно увеличить присутствие спорта в жизни, настроить баланс между умственным и телесным. Еще я запланировал несколько закрытых коллективных лабораторий на ближайшие четыре месяца.
...Если бы у меня был неограниченный запас времени, наверное, я бы занялся вещами, которые сейчас находятся на периферии моего сознания, но очень важны. Точно хотел бы научиться всем основным вещам, связанным с сельским хозяйством: как выращивать растения, как ухаживать за животными. Еще хотел бы сделать проект с морскими млекопитающими, глубоко разобраться в биологии, поведении животных. Я с удовольствием провел бы много времени на море, общаясь с дельфинами и китами, хотя приматы мне тоже интересны. С другой стороны, было бы здорово вернуться к программированию, освоить новые практики, разобраться в современных парадигмах нейронных сетей — deep learning. В одной из гипотетических жизней я бы сделал отдельный стартап про это (и подтянул бы туда что-нибудь связанное с нейрофизиологией и биофидбеком). Хотел бы научиться играть на множестве музыкальных инструментов и сочинять музыку. И наконец, я хочу глубоко погрузиться в разные древние духовные практики, поучиться у разных шаманов и целителей. Вот мой короткий список на ближайшие пару столетий.


IMG_8131_704x469 - ВДПОТоржественное открытие обновленного Людиновского районного отделения ВДПО Калужской области состоялось 9 ноября 2017 года .
17.11.2017 ВДПО
Калуга «отдаст» области стадион «Центральный» - Телерадиокомпания НикаО будущем дворце спорта, который должен быть построен на месте городского стадиона, говорили депутаты городской думы Калуги.
17.11.2017 Телерадиокомпания Ника
Наиболее значимым из физических факторов, оказывающих влияние на среду обитания человека, является акустический шум, воздействие которого на людей в условиях плотной застройки населенных пунктов продолжает возрастать.
17.11.2017 Роспотребнадзор
JPG Файл - УМВД Калужской областиТринадцать лет Тимур Нурбагандов работает участковым, до 2017 года служил в Омском ОМВД.
17.11.2017 УМВД Калужской области
Калужская область на всероссийском видеоселекторе обсудила проблемы «серых зарплат» - Телерадиокомпания НикаГубернатор области Анатолий Артамонов принял участие в работе Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ЦФО,
17.11.2017 Телерадиокомпания Ника
Государственная Дума приняла в третьем, окончательном, чтении закон, который предоставит иностранцам право на возврат НДС по покупкам, совершенным на территории России (tax free).
17.11.2017 УФНС
О проблемах кабицынского микрорайона «Молодежный» наша газета рассказывала неоднократно.
16.11.2017 Pressaobninsk.Ru
Присяга-Нормандия-Неман2-1116.jpg - ГТРК КалугаУченики гимназии №19 принесли торжественную присягу и вступили во второе авиационное звено музея боевой славы.
16.11.2017 ГТРК Калуга
полицейские-язык-жестов1116.jpg - ГТРК КалугаОбнинские полицейские начали изучать язык жестов, чтобы понимать людей, имеющих проблемы со слухом.
16.11.2017 ГТРК Калуга
Состоялось заседание комиссии по рассмотрению кандидатур на включение в реестр молодых специалистов - Молодежь Калужской областиНа очередное заседание комиссии по рассмотрению кандидатур на включение в реестр молодых специалистов в Калужской области было вынесено 80 заявлений молодых специалистов,
16.11.2017 Молодежь Калужской области
В Национальном парке «Угра» за осень поймали 22 нарушителя - Телерадиокомпания Ника22 факта правонарушений зафиксировано госинспекцией Национального парка «Угра» за минувший осенний период.
16.11.2017 Телерадиокомпания Ника
Ульяновские единороссы завершают проведение отчетных собраний первичек - Единая РоссияВ Ульяновском Местном отделении «Единой России» подходит к завершению этап отчетных собраний в первичных отделениях 15 ноября прошли собрания в пяти первичных отделениях Партии: «Уколицкое №2505», «Заречное №2506»,
16.11.2017 Единая Россия
В Обнинске ребенок попал под колеса автомобиля - Телерадиокомпания Ника11-летний мальчик попал под колеса автомобиля в Обнинске. Ребенок переходил проезжую часть с нарушением правил, рассказала пресс-служба УГИБДД области.
16.11.2017 Телерадиокомпания Ника
3 ноября в 13.56 в дежурную часть ОМВД России по г.Обнинску поступило заявление о привлечении к уголовной ответственности неизвестных лиц, которые,
17.11.2017 Гaзeтa Обнинск
Прокуратурой г. Калуги проверена законность возбуждения уголовного дела по факту покушения на незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере.
17.11.2017 Прокуратура
Сообщи, где торгуют смертью
С 14 по 24 ноября на территории Калужской области проходит второй этап Общероссийской акции «Сообщи, где торгуют смертью».
Газета Боровские известия
Пенсионерка сядет на скамью подсудимых за сбыт наркотиков - Калужская неделя
Пенсионерка сядет на скамью подсудимых за сбыт наркотиков
В Калуге завершено расследование уголовного дела в отношении 56-летней гражданки одного из сопредельных государств.
Калужская неделя
Наркодиллер пытался провезти партию героина в детском комбинезоне - Калужская неделя
Наркодиллер пытался провезти партию героина в детском комбинезоне
Гражданин одной из центральноазиатских республик был задержан правоохранительными органами при попытке вывезти за пределы региона крупную партию героина.
Калужская неделя
В Калуге прошли Третьи чтения памяти Малинина. - Городская управаИсторики, краеведы, архивисты города Калуги в пятницу, 17 ноября, собрались в читально - выставочном зале муниципального архива на третьих по счету чтениях, посвященных памяти Дмитрия Ивановича Малинина(1879—1933).
17.11.2017 Городская управа
В КФ МГТУ имени Баумана отгремела «Студенческая осень-2017» - Телерадиокомпания НикаВ этом году победителями фестиваля стали первокурсники факультета фундаментальных наук.
17.11.2017 Телерадиокомпания Ника
До Нового года осталось… - Газета Боровские известияНесмотря на то, что до Нового года еще полтора месяца, руководители поселений уже давно спланировали, как именно будут выглядеть города и сёла Боровского района в канун, пожалуй, самого красочного праздника страны.
16.11.2017 Газета Боровские известия
В Калуге прошли Третьи чтения памяти Малинина - Калужская неделя
В Калуге прошли Третьи чтения памяти Малинина
Историки, краеведы, архивисты города Калуги в пятницу, 17 ноября, собрались в читально-выставочном зале муниципального архива на третьих по счету чтениях, посвященных памяти Дмитрия Ивановича Малинина(1879—1933).
Калужская неделя
Великий эксперимент в жизни и в искусстве - Калужская неделя
Великий эксперимент в жизни и в искусстве
Калужский музей изобразительных искусств продолжает работу по анализу своих коллекций, хранящихся в запасниках,
Калужская неделя
В объективе – полвека и еще один год - Калужская неделя
В объективе – полвека и еще один год
16 ноября в фойе Калужского Дома музыки состоялось открытие юбилейной выставки произведений одного из старейших и известнейших калужских фотографов – Леонида Чиркова.
Калужская неделя
Шахматы-в-школе3-1117.jpg - ГТРК КалугаВ Калуге состоялся первый в этом году турнир по шахматам среди учеников начальной школы.
17.11.2017 ГТРК Калуга
Не хуже мальчиков - Газета Боровские известияЖенская сборная по футболу из Балабанова принимала участие в турнире по мини-футболу, состоявшемся в селе Льва Толстого (Дзержинский район).
17.11.2017 Газета Боровские известия
В прошедшие выходные в физкультурно-оздоровительном комплексе  «Энергия» кипели настоящие спортивные страсти.
17.11.2017 Газета Заря
Калужским сурдлимпийцам вручили награды - Калужская неделя
Калужским сурдлимпийцам вручили награды
В среду, 15 ноября, в доме правительства Калужской области заместитель губернатора Николай Калиничев и министр спорта Алексей Логинов принимали калужских спортсменов, выступавших на ХХIII летних играх этим летом в Турции.
Калужская неделя
Поразили Сочи
Детская сборная ФК «Совьяки» стала победителем «Осеннего кубка Южной столицы» в Сочи.
Газета Боровские известия
ЗА РАМКАМИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
14 ноября в городском Дворце культуры состоялся ежегодный интеллектуальный турнир: брейн-ринг для школьников.
Гaзeтa Обнинск
В Калуге обсудили вопросы антитеррористической безопасности во время ЧМ-2018 - Калужская неделяВ пятницу, 17 ноября, в Калуге состоялось заседание антитеррористической комиссии под председательством губернатора Калужской области Анатолия Артамонова.
17.11.2017 Калужская неделя
В Калуге прошли Третьи чтения памяти Малинина. - Городская управаИсторики, краеведы, архивисты города Калуги в пятницу, 17 ноября, собрались в читально - выставочном зале муниципального архива на третьих по счету чтениях, посвященных памяти Дмитрия Ивановича Малинина(1879—1933).
17.11.2017 Городская управа
Шахматы-в-школе3-1117.jpg - ГТРК КалугаВ Калуге состоялся первый в этом году турнир по шахматам среди учеников начальной школы.
17.11.2017 ГТРК Калуга
                                          16 декабря на совместном заседании Координационных Советов по культуре и туризму при Министерстве культуры Российской Федерации,
17.11.2017 Администрация мо
На VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме состоялась рабочая встреча заместителя губернатора области Николая Калиничева и генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского.
17.11.2017 Администрация Калужской области