Другая реальность для миссис Севидж

В старейшем любительском театре Обнинска накануне женского праздника состоялась премьера удивительной пьесы, жемчужины мировой классики, которая до сих пор дает пищу для размышлений на вечные темы бытия.

Режиссер постановки Елена Черпакова, в творческой биографии которой «Пизанская башня» Н. Птушкиной, «Утиная охота» А. Вампилова, «Моя дорогая Памелла» Д. Патрика, выбрала для своей первой работы на обнинской сцене пьесу Джона Патрика «Странная миссис Севидж». В главной роли – Людмила Жарская. Обнинский зритель за более чем шестидесятилетнее существование театра, приученный к тому, что каждая премьера в Народном драматическом театре В. Бесковой становится событием, с нетерпением ждал. И сегодня уже можно сказать, что спектакль состоялся, а молодой режиссер сумела бережно сохранить традицию «бесковцев» на все смотреть по-своему.
Смотрите, кто пришел
Театр – живой организм, и жизнь не стоит на месте: бессменный руководитель театра Вера Петровна Бескова одобрила постановку пьесы молодому режиссеру Елене Черпаковой. Уроженка Балабаново окончила факультет театральной режиссуры московского Университета культуры, работала в Москве, в том числе как театральная актриса. До недавнего времени возглавляла студенческий театр при филиале шолоховского университета, где ее работы в качестве режиссера-постановщика получали призы на фестивалях любительских театров. Сегодня работает режиссером массовых представлений и праздников в ГДК, воплощая необычные и интересные задумки для больших и маленьких зрителей. Она уверена, что режиссер должен убедить актеров, а не командовать ими. Это ей удается, несмотря на то, что она едва ли ни вдвое моложе большинства членов труппы.
- Пьеса подбиралась под конкретный ансамбль актеров, и выбор пал на произведение одного из лучших американских драматургов Джона Патрика, который сумел наделить свое творение остросюжетными поворотами, характерами с гротескной остротой, глубоким трагикомизмом и пронзительным лиризмом, - рассказывает режиссер.
У Патрика подробные ремарки, но в обнинском театре постарались рассказать эту историю по-своему. Так, миссис Пэдди стала более контактной, но молчаливой; Фэри, по пьесе девушка 20-ти лет, у «бесковцев» - взрослая женщина, которой кажется, что она юная; а для Джефри рояль – своеобразная ретроспектива прошлого…
- Нам было интересно показать искания героев, их колебания между совестью и деньгами, - говорит Черпакова. - Вы видите Этель Севидж, доктора Эммета и сестру Вилли – они борются с собой, это существование на грани, когда каждый словно спрашивает себя: «А сейчас я – честный человек?» Эта борьба двух миров в каждом из нас – ежедневная, ежечасная. Актеры постоянно дают понять, что нет идеальных людей, и это наши поступки создают ту реальность, которую мы выбираем.
Ангелы и куклы для дикарки
Основная сюжетная линия заключается в том, что немолодая, эксцентричная и очень богатая вдова миссис Сэвидж основала фонд, который тратит деньги на осуществление необычных желаний людей, делая их счастливыми. Дети покойного мужа миссис Сэвидж от первого брака, растратив свою часть наследства и претендуя на деньги, оставленные отцом его новой жене, помещают свою мачеху в психиатрическую лечебницу, где та знакомится с её обитателями, каждый из которых имеет определённое психическое отклонение. Немудрено, что многие, читая пьесу, сочувствуют её героям – пациентам «Тихой обители» - и с теплотой встречают их сердечность, доброе и чуткое отношение друг к другу, умение понять трагедию ближнего своего. «Тихая обитель» совсем не вызывает тягостного, безрадостного ощущения сумасшедшего дома. Напротив, здесь всё проникнуто теплом и добросердечием. Может быть, поэтому в финале пьесы грустно, что миссис Сэвидж всё-таки покидает людей, сумевших стать ей за несколько дней по-настоящему близкими.
Во время работы над спектаклем как-то так сложилось, что за пациентами «Тихой обители» в труппе закрепилось название «ангелы», а за детьми миссис Севидж – «куклы». И действительно, последние больше походят на карикатуру ходульных кукол в отличие от живых и бесхитростных «ангелов». И даже тесемки на спине пациентов «Тихой обители» – визуальная составляющая образа, как знак «ранения», ставшего началом отсчета болезни, почему-то напоминают след от легких крыльев.
Но жизнь нас убеждает, что права восточная мудрость: и друзья, и враги – собственные наши творения. И если миссис Севидж еще не знает об этом, то психологическая характеристика, которую зритель считывает с персонажей просто по их внешнему виду – совершенно точно указывает нам, что вначале героиня Людмилы Жарской прочно стоит на стороне «кукол». Художник по костюмам Ольга Колесникова тонко разметила черточки, роднящие в первом действии главную героиню с миром чистогана. Ее крикливые пальто и шляпка из того же ряда, что и пародийный клетчатый пиджак сенатора Тита Севиджа, как у «бандито-гангстерито» из детского мультика или пресловутая диадема, в которой спит «польская княгиня» Лили-Белл, которая своей несуразной манерностью и пластикой Лисы-Алисы просто «гремит», как дешевая погремушка. А элегантная леди (образ Жарской во второй части спектакля) – наоборот, стала отражением внутренней гармонии, которая поселилась в душе Этель Севидж после знакомства с «ангелами» и переосмысления того, что является действительно ценным в жизни.
- Моя героиня – неравнодушная и богатая, она бескорыстна в противовес миру, где все хапают, - убеждена исполнительница главной роли Людмила Жарская. - И еще она очень одинока. Да и мы все сегодня живем в каком-то информационном аду: кругом сводки криминальные, сводки. Нас пугает окружающий мир и создается обманчивое представление, что защита от этого негатива – деньги, которыми можно купить независимость, свободу действий. А это не так. Доброта спасет мир. Надо вспомнить о душе, именно это, я уверена, стало поворотным для моей героини. В трактовке роли любой актер опирается в первую очередь на свой опыт, чувства. Я не могу без слез смотреть сюжеты о больных детях и очень радуюсь, когда люди объединяются в сборах на их лечение. Выстраивая свою роль, я отталкивалась от того, что выбор Этель Севидж – это милосердие, которое жило в ее сердце всегда, даже когда она еще не решалась признаться себе в этом. И для меня дорогого стоит узнать, что у зрителя некая жилка дернулась в сердце, чтобы поверил: у каждого есть шанс понять, что же ему действительно дорого.
Я спросила у Черпаковой, отчего миссис Севидж получилась такой… русской, отчего так почти по-чеховски растерянна оказалась она перед неожиданной душевной чуткостью пациентов «Тихой обители». Кажется, вместе с ней мы удивляемся их сердечности, доброму отношению друг к другу, умению понять трагедию своего ближнего. У Патрика нигде не звучит слова «милосердие», но именно оно определяет внутреннее осознание актрисой своей роли. Обнинская миссис Севидж – женщина именно милосердная, неудивительно, что она получилась такая «русская душою».
Героиня Жарской в который раз убеждается в несправедливом устройстве мира, потому что, оказавшись среди больных людей, не нуждающихся в деньгах, открывает для себя новую реальность, в которой есть место и подлинной любви, и душевному теплу, и старомодному ныне благородству, и, кажется, навсегда исчезнувшему с лица земли бескорыстию. Она обретает не только веру в себя и в правильность своих поступков. Она обретает потерянную веру в людей, в искренность отношений, в то, что человек, если, конечно, он этого хочет, всегда может остаться Человеком.
Эльвира Ягудинова

 
По теме
В Калуге в отношении водителей, севших за руль транспортных средств в состоянии опьянения, возбуждены уголовные дела - УМВД Калужской области В г. Калуге в ходе несения службы в ночное время суток сотрудниками ДПС с целью проверки документов был остановлен автомобиль иностранного производства.
УМВД Калужской области
Собранные следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Калужской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора врачу лечебного учреждения города Обнинска.
Следственный комитет
К нам Масленица идёт! За собой весну ведёт!  _____________________________ Масленица-кривошейка, состречаем тебя хорошенько!
Дом культуры