Специалисты Малой академии наук рассказали, почему химики начинаются с борща и как вырастить гения



Чаще всего детей учат мыслить стереотипами, а получение образования ими идет по стандартному алгоритму: прочитал, вызубрил, ответил. За всем многообразием шаблонов исследовательский склад ума, присущий каждому ребенку в раннем возрасте, попросту стирается. Расположенная в Обнинске Малая академия наук «Интеллект будущего» поступает совсем наоборот. Ее сотрудники предоставляют каждому ребенку, из любой точки России, возможность не только не растерять, но и развить тягу к экспериментам и исследованиям, что так важно сегодня для первого наукограда, стремящегося создать полноценный образовательный кластер.

 

УЧЕБА БЕЗ ГРАНИЦ И КАНИКУЛ

Как рассказал «Неделе» руководитель Малой академии наук (МАН) Лев ЛЯШКО, «Интеллект будущего» - это составляющая образовательного кластера. Одна из задач МАН - привлечь в Обнинск интеллектуально-одаренных детей, студентов и педагогов.

Для этого существует серия всевозможных всероссийских конкурсов, организуемых академией. Проходят они на первом этапе в заочной форме, через официальный сайт «Интеллекта будущего», позволяя принять в них участие любому ребенку. Таким образом, академия становится «воронкой», стягивающей в Обнинск талантливых ребят.

Конкурсы проводятся уже три десятка лет. Сегодня их число перевалило за тысячу и   охватывает более 100 тысяч человек. Начинаются испытания с простых олимпиад и заканчиваются полноценными исследовательскими работами, которые ребята защищают перед экспертами академии на конференции: преподавателями и учеными Обнинска.

Чтобы попасть на нее, нужно заочно представить свою работу через сайт, потом эксперт ее проверяет, пишет рецензию, а лучших приглашает на финал. Конференции проходят ежемесячно. Так, в январе младшие школьники приняли участие в финале конкурса «Юный исследователь», две недели назад состоялся Фестиваль науки и искусств «Творческий потенциал России». Совсем скоро пройдет конференция «Научный потенциал» и «Шаги в науку». Летом же академия организует выезды на море, так что каникул здесь нет.

Ближайший же финал (конкурса «Юность. Наука. Культура») состоится 30 марта и пройдет в 31-й раз! Особенность же этой конференции в том, что на ней будет заседать Союз развития наукоградов России.

 

                      БИОХИМИКИ НАЧИНАЮТСЯ С БОРЩА!

Темы для каждого конкурса абсолютно разные, а их ассортимент постоянно обновляется. Разрабатывают испытания не только сотрудники Малой академии наук. Свой вклад вносят и предприятия Обнинска, что соответствует идее преемственности в развитии образовательного кластера.

Так, к примеру, с 1 апреля стартует заочный конкурс от «Парка активных молекул». Перед ребятами стоит задача - предложить комплекс полезных веществ для ума и силы детей и подростков. Так сказать, создать свой «Витамин роста».

Свои «кейсы», возможно, предложат и другие предприятия: ОНПП «Технология», НИФХИ им. Карпова - все они поставят конкретную техническую задачу, решая которую, ребята будут работать над тем, чем реально занимаются предприятия.

Один из самых интересных конкурсов для детей любого возраста - «Эврикум». Хотя   испытание научно-исследовательское, но прелесть его в том, что выполняется оно в домашних условиях.

Отдельный блок подобных работ - «Лаборатория на кухне». Разработчик конкурсов для «Эврикума» - кандидат биологических наук, проработавшая всю жизнь в МРНЦ, а ныне преподаватель в ИАТЭ и заместитель директора Обнинской свободной школы Ирина ЛЕКАХ утверждает: между кухней и лабораторией много общего, так как в кастрюле и на сковородке происходят сложные биохимические процессы.

Автор «Эврикума» уверена: будущие биохимики начинаются с борща.

- Вот вы смеетесь, а они, между прочим, обычно хорошо готовят, - утверждает Ирина Леках.

 

 

«ТЫ ПРОСТО НЕ УМЕЕШЬ ИХ ГОТОВИТЬ!»

К слову, конкурс о борще в «Эврикуме» тоже есть. В этой работе поднимается весь спектр вопросов: от лингвистики до биохимии. Почему появляются пузырьки при закипании воды? Почему картошку кладут раньше, а кислое - позже? Как сделать так, чтобы свекла не потеряла цвет? А еще надо подсчитать стоимость блюда и сравнить с ценой в столовой. И все это в рамках одной работы.

- Главная идея таких заданий - что законы жизни не в учебнике, а в реальности, их знать неплохо. Поэтому когда меня спрашивают: «Зачем мне учить химию, если я филолог?!», я отвечаю: «Чтобы пятна жира с юбки свести», - смеется Ирина Леках.

Помимо этого, на той же кухне ребята, как настоящие ученые, исследуют состав молока, определяют вещества в нем, сравнивают разные виды, создают на его основе симпатические чернила, а также открывают про этот продукт для себя много такого, чего подчас не знают взрослые: почему самое жирное молоко у китов и дельфинов и почему оно белое, если корова есть зеленую траву.

Однако не стоит думать, что юные исследователи могут довольствоваться только собственной кухней. Конкурсов у Малой академии наук - десятки!

Можно даже поставить эксперимент над собственной кошкой: разумеется, без какого-либо для нее вреда. Следуя четкой инструкции и записывая все свои наблюдения, ребенок определяет интеллект своего питомца, давая ему задания и изучая поведение. Все по-взрослому: с выставлением баллов. В течение исследования школьник определит, левша или правша его кошка и может ли она предсказывать погоду.

Чтобы узнать, какие отзывы рождают подобные работы у детей, далеко ходить не надо: все на сайте Малой академии наук.

 

ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ

Одна из задач образовательного кластера - вылезти за рамки Академии и внедрять такую систему обучения в школы. Тем более что, по словам заместителя директора «Интеллекта будущего» Татьяны ЛЯШКО, новая система ФГОС полностью настроена на подобное развитие школьника, просто пока технологии нет. Так, олимпиады МАН тоже предлагается проводить по-новому: экспериментальные, творческие, командные и исследовательские.

Принять участие в испытаниях Академии наук дошколятам позволил возобновленный два года назад конкурс «Светлячок». Задания там также на любой вкус и цвет, а многие из них не выполнить и взрослому. Все потому, что ребенок раннего возраста умеет смотреть на вещи в совершенно иной плоскости. А в школе такая способность, к сожалению, затухает без необходимой подпитки и развития.

Итоги заочных туров подводят на конференциях, где лучшие работы дети защищают перед экспертами. Последние же не перестают удивляться талантам России.

- Участники «Эврикума» - дети с экспериментальным мышлением, они себе начинают сами придумывать работы, - объясняет Ирина ЛЕКАХ.

С восторгом рассказывает она, как ученик 4-го класса два месяца сравнивал погоду: показания домашнего барометра и различных сайтов. А в прошлом году на конкурсе по книге «Таинственный остров», рассчитанной на детей старшего возраста, отличился второклассник.

- Пишет мне дитя, что это его любимая книга, он уже несколько раз ее читал, а все способы разведения огня проверял сам, - восхищается Ирина Викторовна.

Доходят дети и до опытов на мышах. Так, саратовский школьник в 4-м классе кормил мышей чипсами и исследовал их состояние. На 5-й день мышам стало плохо. Эта работа стала лучшей на секции биологии и медицины. На следующий год его исследование по глазомеру стало снова первым. А в прошлом году пошел дальше и изучил состояние зубов у крыс, употребляющих углеводную пищу. Шестиклассник сделал вывод: от нее они портятся, но если чистить крысе зубы, то состояние зубов остается прежним.

Выводы с мышами делает и обнинский мальчик. Там в эксперименте участвуют сразу несколько групп грызунов: одни сидят на строгой диете, а другие уплетают фастфуд с колой. При этом школьник измеряет рост, вес, длину животного, его поведение и состояние здоровья. В результате тест-полосками установлен приближающийся диабет у группы фастфуда, а также замечено их, грубо говоря, отупение. Замедлился у них и рост: ведь такая пища идет в жир, а не в белок. Причем эксперимент продолжается: школьник хочет установить срок жизни мышей из разных групп.

 

ОПРЕДЕЛЯЯ БУДУЩЕЕ

Специалисты Малой академии наук уверены, что детей-исследователей видно сразу. Они замечают то, что другие не видят.

- Это надо развивать. У нас естественнонаучные дети - самые обиженные. Спортивные, танцевальные секции есть, а нашим ребятам остается только пальцы в розетку совать. Лучшее, что их ждет - это набор химика. Треть работ ко мне вообще приходит из деревень, где возможностей развиваться еще меньше, - делится Ирина Леках.

Таким образом, Обнинск уже становится центром обучения для ребят со всей страны. Многие выпускники Малой академии наук стали успешными и известными людьми.

Так, профессор практики, директор корпоративных образовательных программ Московской школы Управления «Сколково» Павел ЛУКША, будучи в пятом классе, делал первый доклад для Академии. Сегодня он реализует программы в области развития систем управления инновациями в крупных корпорациях. Руководитель проекта «Атлас новых профессий», обнинец Дмитрий СУДАКОВ - тоже выпускник «Интеллекта будущего».

Директор инновационного завода индустриального парка «Ворсино» Максим НИКУЛИН выступал на конференции МАН более 10 лет назад от Новокузнецка. А сегодня вышел с предложением представить приз от своего предприятия на секции экономики.

В Малой академии наук решили отслеживать судьбу своих одаренных детей, создав официальную базу, чтобы не терять талантливых ребят и после школы. Однако и без этого понятно, что такая система образования поможет подготовить для инновационных предприятий Обнинска квалифицированные кадры, способные к научным прорывам во всех областях.

Анастасия БОЛТАЧЕВА
 
По теме
Урок мужества «Память сердца» - Научная библиотека им. В.Г. Белинского В Калужской областной научной библиотеке им. В.Г. Белинского прошел урок мужества «Память сердца», подготовленный сотрудниками ИБЦ к дню образования Росгвардии.
Научная библиотека им. В.Г. Белинского
Встреча «Польза закаливания для всей семьи» - Научная библиотека им. В.Г. Белинского «Закаляйся, если хочешь быть здоров!», — под таким призывом из слов всем известной песни собрались сегодня на встречу в клубе «Формула здоровья» сторонники здорового образа жизни и естественных способов оздоровления!
Научная библиотека им. В.Г. Белинского
Якутские лидеры здравоохранения в МНТК Смоленск - Калужский филиал МНТК Микрохирургия глаза 26 марта 2024 года Лечебно-диагностическое отделение Калужского филиала МНТК имени Фёдорова в Смоленске с рабочим визитом посетили главный врач Якутской республиканской офтальмологической клинической больницы,
Калужский филиал МНТК Микрохирургия глаза
Калужские стоматологи провели онкоскрининг - Телерадиокомпания Ника С 18 по 24 марта в стоматологиях региона провели онкоскрининг. фото: Минздрав Калужской области В Калужской областной клинической стоматологической поликлинике приняли 205 пациентов.
Телерадиокомпания Ника
В Доме музыки 27 марта открылась выставка графики главного архитектора Калуги, первого вице-президента Союза московских архитекторов, члена-корреспондента Российской академии художеств Алексея Комова «Порталы и Маяки».
Калужская неделя
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОЭЗИИ - Кремёнковская библиотека В 1999 года ЮНЕСКО провозгласила 21 марта Всемирным днём поэзии – с тех пор этот день наполнен любовью к рифме, гармонии и чувствам, выраженным в строках.
Кремёнковская библиотека
Выставка  «Преобразивший Калугу» - Научная библиотека им. В.Г. Белинского В Краеведческо-информационном центре представлена выставка  «Преобразивший Калугу», посвященную Павлу Тимофеевичу Перминову заслуженному архитектору России, главному архитектору города Калуги в 1964-1984 гг.
Научная библиотека им. В.Г. Белинского