Будем вместе

Минобрнауки планирует, что каждая пятая российская школа в 2015 году будет доступна для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Сроки по детским садам еще короче — они должны стать инклюзивными уж с будущего года.


Модное словосочетание «инклюзивное образование» получилось из слова «включение» — это когда ребенок с проблемами по здоровью включается в общий образовательный процесс со здоровыми детьми. Ходит с ними в один детский сад, потом — в школу. Так создаются условия для развития и получения социального опыта у проблемного ребенка. А у здоровых детей формируется правильная жизненная позиция, основанная на доброте, сострадании и взаимоуважении. Казалось бы, все тут однозначно, как дважды два четыре. Но на днях в интернет-СМИ были опубликованы статистические данные по России. Они показали, что 43% опрошенных родителей беспроблемных детей не хотят, чтобы их дети учились вместе с инвалидами. Цифра, прямо скажем, жутковатая. Как обстоят дела с инклюзивным образованием в Обнинске? Неужели и нам свойственна такая же жестокая позиция?

Самая заинтересованная в совместном обучении детей организация — Обнинский реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доверие». Заместитель директора Татьяна Гусева считает, что в Обнинске проблема инклюзивного образования постепенно решается: «До последнего времени у нас были проблемы с дошкольным образованием. Но сейчас ситуация улучшается буквально на глазах. Детские сады готовы сотрудничать, обучать свой персонал для работы с детьми с ограниченными возможностями — директора сами приходят к нам с предложениями. И я не вижу, чтобы идея инклюзивного обучения встречала среди жителей нашего города какое-то неприятие. Что касается школ, тут ситуация сложнее. Как правило, дети с ограниченными возможностями находятся на надомном обучении и в школах бывают не целый день, а приезжают на какие-то конкретные уроки или мероприятия. Но это все-таки не инклюзия. И если в начальной школе ребенок-колясочник может учиться еще без серьезных осложнений, то в средней школе с ее кабинетной системой начинаются проблемы — школы не имеют соответствующего оборудования. Хотя если у ребенка заболевание, которое не затрагивает его интеллект, конечно, он должен учиться вместе с другими детьми. Если же говорить о детях с отклонениями именно в сфере развития интеллекта, тут нам вообще очень далеко до инклюзивного обучения, и, очевидно, на его внедрение уйдет определенное время».


Дети должны учиться вместе

Согласна с Татьяной Алексеевной и Галина Ивановна Пятахина, директор детского сада №19, где есть две специализированные группы для детей с ограничениями по зрению. «Чем раньше ребятишки начинают общаться, тем им проще. Они не видят различий между детьми без проблем со здоровьем и детьми–инвалидами. И родители относятся к совместному пребыванию детей очень позитивно, я не знаю ни одного случая, чтобы кто-то высказал по этому поводу недовольство. Причем это касается не только детей с ограничением по зрению. У нас были дети с ДЦП, правда, не в такой тяжелой форме, чтобы им требовалась коляска. Есть два ребенка с синдромом Дауна. Оба с помощью наших педагогов справляются с программой. На мой взгляд, если есть какие-­то сложности, то только финансового характера. Например, родители просят бассейн, его в нашем саду нет. Вообще же мы пока только учимся решать проблемы детей с ограничениями по состоянию здоровья, но все у нас получится, как надо. Мы — за то, чтобы все наши дети имели равные возможности и воспитывались вместе».

Со школами, как уже говорилось выше, сложнее. «Предполагается, что каждое образовательное учреждение города должно иметь возможность принять детей с ограничениями в здоровье, — продолжает тему начальник управления общего образования Татьяна Волнистова. — И мы будем этого добиваться, но сейчас реально принять ребенка-колясочника смогла бы, вероятно, только 7-я школа. Поскольку она специализируется на обучении в том числе и детей-инвалидов по зрению. Мы планируем ежегодно выделять школам города средства на оборудование зданий по очереди: в этом году, например, будет сделан пандус в 1-й школе. Сейчас дети–инвалиды обучаются по индивидуальным программам, учитывающим состояние их здоровья. И ни одна наша школа не отказывается от детей–инвалидов. Для Обнинска было бы диким даже представить такой случай.

С детскими же садами ситуация такая: у нас три сада, где принимают проблемных детей. В ДОУ №2 («Палех») есть группа кратковременного пребывания, которую охотно посещают дети с ограничениями по здоровью, и в № 32-м («Почемучка») тоже занимаются такие дети. Есть сад комбинированного типа «Капелька» и 35-й сад-школа компенсирующего вида. Находится она рядом с центром «Доверие», и это очень удобно. Если же говорить о необходимости инклюзивного образования в целом, на мой взгляд, - государственная законодательная позиция тут полностью соответствует общечеловеческим ценностям — наши педагоги, воспитатели и родители это понимают».

NEWSreda.ru
 
По теме
Якутские лидеры здравоохранения в МНТК Смоленск - Калужский филиал МНТК Микрохирургия глаза 26 марта 2024 года Лечебно-диагностическое отделение Калужского филиала МНТК имени Фёдорова в Смоленске с рабочим визитом посетили главный врач Якутской республиканской офтальмологической клинической больницы,
Калужский филиал МНТК Микрохирургия глаза
Калужские стоматологи провели онкоскрининг - Телерадиокомпания Ника С 18 по 24 марта в стоматологиях региона провели онкоскрининг. фото: Минздрав Калужской области В Калужской областной клинической стоматологической поликлинике приняли 205 пациентов.
Телерадиокомпания Ника
Районный фестиваль «Душа ребёнка» - Газета Новое время Результаты творческого конкурса в рамках Недели молодого избирателя подвели исполняющий обязанности прокурора Дзержинского района М.В.Бубнова и председатель территориальной избирательной комиссии И.В.Волкова.
Газета Новое время
«Приоткроем занавес…» - Газета Кондрово за неделю 16 марта в районной библиотеке прошла творческая встреча с актёром, поэтом, режиссёром и драматургом Сергеем НИЛОВЫМ.
Газета Кондрово за неделю